Новости >>

Отсутствие культуры по уходу за животными является системной проблемой

06.11.2015

Опасность заражения и масштабы распространения бруцеллеза среди животных и людей в Казахстане  сильно недооцениваются. Иначе трудно объяснить царящее повсеместно пещерное невежество при содержании животных. Отсутствие культуры ухода за домашними животными отмечает эксперт комитета агропромышленного комплекса Национальной палаты предпринимателей  Болат Сейсенов. Он поделился с корреспондентом «Казах-Зерно» в Астане своим видением ветеринарно-санитарного обслуживания в стране.

        Эпидемиологическая обстановка по бруцеллезу в Казахстане остается неблагополучной и определяется наличием бруцеллеза среди сельскохозяйственных животных - мелкого и крупного рогатого скота, являющихся основными носителями  возбудителя бруцеллеза для людей. По словам Болата Сейсенова, На протяжении последнего десятилетия в стране ежегодно регистрируется от 1000 до 1200 больных с впервые диагностированным бруцеллезом. Большинство заболевших регистрируются  на территориях с развитым овцеводством, поскольку именно мелкий рогатый скот (МРС) является переносчиком опасной для людей бациллы В. melitensis. Периодически регистрируются групповые заболевания с числом заболевших 10 и более человек. Вместе с тем, данные официальной статистики за последние годы показывают снижение  заболеваемости людей бруцеллезом. По мнению эксперта НПП, признать достоверными их нельзя, поскольку это  обусловлено, в основном, неудовлетворительными выявлением и диагностикой бруцеллеза. Симптоматика его схожа с  другими заболеваниями и часто, особенно в регионах, где не производится соответствующее обследование, ставится неверный диагноз.

Между тем, бруцеллез является особо опасной зооантропонозной болезнью, представляющей большую угрозу здоровью человека с преимущественным поражением опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, нервной и половой систем, что может быть причиной выкидышей у беременных женщин. К тому же, болезнь до конца не излечима, и после снятия обострения, переходит в хроническую форму. Люди, больные хронической формой бруцеллеза, в межсезонье испытывают боли в суставах, слабость, нервозность и вынуждены принимать сильнейшие антибиотики.

Возбудитель (В. Melitensis)  попадает в организм либо через молоко, либо во время забоя больного животного, при уходе за животным, при проведении лечебных или профилактических мероприятий, проводимых с нарушениями мер предосторожности. Такую картину можно наблюдать, к примеру, в Восточно-Казахстанской области, где  процент заражения людей бруцеллезом больше, чем в среднем по стране. Там  в личных подворьях  содержится большое  количество коз, оставшихся от крупных ангорских хозяйств советского времени. Больные животные загрязняют бруцеллами почву, подстилку, корм, воду, увеличивая риск заражения человека. Чаще заражение работников происходит при ингалировании воздушно-пылевой смеси, содержащей инфицированные фрагменты шерсти, навоза, земли, что часто наблюдается при стрижке, сортировке шерсти, вычёсывании пуха (разработка, вязание и пр.), а также при уборке помещений и территорий, где содержат животных или обрабатывают сырьё от них. Бруцеллы могут проникать также через слизистую оболочку конъюнктивы глаз, раны, ссадины.

По мнению  экспертов,  в Казахстане необходимо срочно принимать комплекс мер против бруцеллеза, наносящему значительный экономический ущерб из-за массовых абортов, яловости, выбраковки продуктивных животных, потери ценных производителей, нарушения племенной работы, затрат на противоэпизоотические мероприятия, компенсации. Настораживает тот факт, что  но на сегодня в Казахстане нет доступных данных по размеру потерь в экономике из-за заболеваемости бруцеллезом животных и людей.

Средневековые подворья

Официальные цифры по заболеваемости бруцеллезом в разных госорганах разнятся, однако, примерный уровень зараженности  семи миллионов голов КРС составляет от 0,5% до 1,5% от общего числа, среди мелкого рогатого скота зараженность составляет 3 и более процентов, в зависимости от регионов и условий содержания. Но в целом, это та самая, пресловутая «средняя температура по больнице». В эти статистические данные входят как организованные хозяйства, где обычно тщательно следят за эпизоотической ситуацией, так и личные подворные хозяйства, где болезнь практически не контролируется из-за слабой культуры ухода за сельхозживотными. «Проблемы с бруцеллезом возникают в основном, по вине  ЛПХ, которые не охвачены государственными субсидиями и потому остаются нецивилизованными с точки зрения ветеринарии, хотя 80% и более всего количества сельхозживотных находится здесь. Обычно, в каждом сельском округе местный ветеринар знает каждую голову, однако, хозяева ЛПХ зачастую не принимают меры по обеспечению сохранности здоровья животных, тем самым подвергая риску заражения себя и свои семьи. Другое дело, что в последнее время имеется тенденция укрупнения, объединения  ЛПХ в семейные фермы, что облегчает ветеринарный надзор за ними»,- полагает Сейсенов.

Такие важнейшие отрасли сельского хозяйства, как ветеринария и зоотехния, переживают не лучшие времена. Культура содержания и разведения скота в Казахстане упала до очень низкого уровня. В подворьях, где содержится по одной-две коровы, возможно, такой культуры и не надо. «Необходимо, чтобы ветеринарные врачи, инспектора, работающие на  ветеринарных станциях, в государственных учреждениях, были знающими, грамотными профессионалами. Только тогда они смогут внятно  разъяснять правила содержания скота каждому крестьянину, тем самым добиваясь повышения культуры   ухода за животными. Если хозяйство неблагополучное, то необходимо  проверить каждое животное в стаде, произвести забор крови, в целом, формируя  подворный учет  по каждому виду животного. Культура «авось» и «как попало», которая вообще доминирует в стране, расслабляет, но с эпизоотией шутить нельзя. Даже если сегодня обманул и работу сделал халтурно, то завтра это проявится вспышками,  крупными очагами  инфекции в районном, областном масштабе,» - считает представитель НПП.

В советское время, когда 80% скота находилось в организованных хозяйствах и 20%  в личных подворьях, ветеринарная ситуация была под контролем. Присутствовала в структуре плановость мероприятий, был достаточно жесткий контроль по вертикали. На сегодня на крупных фермах Казахстана, особенно на севере страны, наблюдается порядок.  Во избежание особо опасных болезней проводятся профилактические вакцинации, часто без обращения за помощью к ветеринарам местных исполнительных органов, но под контролем государственных инспекторов. Здесь, в организованных хозяйствах  строго следят за тем, чтобы их скот не пересекался с животными из личных подворий, а овцы,  козы не смешивались с КРС, как это часто происходит в неорганизованных стадах сельских округов  южных регионов, что является основной причиной неблагополучия эпизоотической ситуации. Ведь, если организованное стадо заразится по халатности ветеринарного врача или специалистов по уходу за животными, владельцу данного стада придется уничтожить поголовье  полностью, а ограничительные или карантинные мероприятия не позволят  перемещать даже в пределах области продукцию животного происхождения вплоть до полной очистки от инфекции территорий. Экономически все будут в проигрыше - и ветеринарные инспекторы, и работодатель, и семьи работников, обслуживавших это стадо.

В этом случае необходимо выполнять минимальные меры по ветеринарной безопасности, хотя бы,  не допуская совместный выпас овец и коров. Это считалось дурным тоном в советское время. Овца или коза заражают коров, которые впоследствии становятся переносчиками инфекции через молоко. При этом, корова переносит овечью бруцеллу, которая наносит более страшный вред здоровью человека. Совместный выпас  МРС и КРС создает  проблемы с бруцеллезом там, где прошли  оздоровительные мероприятия с очисткой территории от инфекции.

Многие сельчане недооценивают опасность распространения бруцеллеза, поскольку надеются на получение компенсации при изъятии  заболевшего животного со стороны местных исполнительных органов. Эти самые обязательные выплаты государством создают у крестьян  ложное чувство спокойствия. Однако, в  конечном счете, владельцы скота  терпят убытки от изъятия больных животных, за которыми не следили, так как они недополучат  молоко, мясо и будущий приплод.

Болезненный трафик

Ситуация в стране по распространению зоонозных заболеваний не однородная. Есть регионы  благополучные,  и есть  такие, в которых инфицированность высока. Однако, опасность переноса инфекции  с зараженных территорий на «чистые» усугубляется  традиционными дарениями  скота. Миграция животных из региона в регион по случаю бесконечных тоев, переездов, когда животных в качестве подарка перевозят или перегоняют из неблагополучных регионов в благополучные и которые ветеринарная служба не может проконтролировать, не способствует улучшению ситуации, также на сегодня в целом плохо работает система идентификации животных. Так, нужны всего лишь сутки, чтобы мычащий подарок переправить из карантинного ВКО в чистую  Павлодарскую  область. В результате отсутствия контроля внутренних перемещений со стороны инспекционной службы никаких административных препятствий преодолевать не придется. Миграция из Китая также несет в себе опасности особо опасных болезней, поскольку переезжающие перевозят не только скот, но и скарб, шкуры животных.  В результате инфицированное имущество, животные могут попасть на здоровую территорию и создавать там очаг инфекции.

Надо просто захотеть

Каким видится выход из положения? Необходимо всемерно повышать культуру животноводства, уровень ветеринарного обслуживания, повышать квалификацию ветеринаров. Именно грамотный ветеринар   может и должен предупреждать болезни, оповещать и просвещать население об опасности зоонозных болезней животных и человека. Сам владелец скота может и не задумываться о постоянных зоонозных угрозах, но  специалист-ветеринар обязан постоянно ему об этом напоминать.

Казалось бы, это прямая обязанность государственных органов -  просвещать население, всяческими средствами доносить информацию об опасных заболеваниях, передающихся от животных к человеку. Но вряд ли кто сможет сказать об избытке подобной информации. К счастью,  в стране есть отдельные энтузиасты, которые на свои  предпринимательские заработки снимают образовательные фильмы, выпускают информационные брошюры, листы об опасности  зоонозных инфекций, в том числе  бруцеллеза, эхинококкоза, туберкулеза. Помимо этого, меценатам от ветеринарии приходится еще и самим распространять  печатную продукцию  по  районным,  сельским акиматам, для дальнейшей ее передачи сельчанам. Пытаются они договариваться и  о  размещении  просветительских роликов на региональных каналах, что частенько  расценивается как реклама с соответствующими требованиями по оплате за трансляцию. Пожалуй, усилия по просвещению и информированности населения должны подхватить государственные ведомства, если только забота о здоровье населения не является  формальностью.

Если принимать реальные меры профилактики, проводить единые ветеринарно-санитарные мероприятия по ликвидации и искоренению очагов эпизоотии в случае их возникновения, бруцеллез в целом можно побороть, считает Сейсенов. Профилактика бруцеллеза включает комплекс ветеринарно-санитарных, хозяйственных и медико-санитарных мероприятий, конечной целью которых является ликвидация инфекции среди животных и прекращение заболеваний среди населения. Однако, как в подходе к проблеме ветеринаров на местах, так и в культуре содержания сельхозживотных со стороны крестьян пока лишь бессистемность и невежество.  Поэтому крайне необходимо параллельно выстраивать полноценную, реальную работу по искоренению зоонозных заболеваний, пресечь любые возможности перемещения из неблагополучных зон на  благополучные территории.